Я стала собирать тексты других студентов Школы об отцах и параллельно стала думать о том, что хочу написать роман про меня, про моих родителей.
Со мной на курсе училась Юля Петропавловская, главный редактор издательства "Есть смысл". Ей я показала самые первые, очень разрозненные, наработки. И она вдохновила меня писать дальше, все время напоминала о том, что текст должен случиться.
Самым сложным было найти рамку – то, что будет двигать читателя от главы к главе и при этом не даст ему провалиться в болото моих тяжелых воспоминаний. Мне нравится сравнивать автофикциональные тексты именно с ночным болотом, а автор – это проводник, который выбирает, по каким кочкам провести так, чтобы все увидеть, но не упасть.
Я искала рамку целый год, а когда нашла, наконец смогла сесть перед пустым файлом и начать писать. Я сделала документ с графиком, куда каждый раз вставляла скрины: сколько слов написано. Кажется, я двигалась медленно, у меня не было желания писать ночами или рано утром, потому что я мать, которая ценит сон сильнее, чем что либо на свете. Но в итоге текст родился за шесть месяцев. Еще два ушло на то, чтобы превратить его в готовый роман.
– Оксана Васякина, которая написала тексты о своих отношениях с матерью, отцом и тетей, несколько раз повторяла, что письмо не имеет для нее прямого терапевтического эффекта. А как в твоем случае? Твой роман тоже – об отношениях с родителями, о принятии своей семьи… Изменил ли этот текст тебя саму?
Марина Кочан: Мой текст заставил меня сделать очень важное: залезть в тапки каждого героя, вернуть субъектность моим родителям, прежде всего папе. Из жертвы он превратился в полноценного героя этой истории. Мой текст заставил меня горевать. Много говорить с теми, для кого это тоже тяжело. И нет, он – не терапия, потому что терапия для меня – это когда из минуса попадаешь в плюс. А тут ты уходишь в еще больший минус, копаешься в своей голове, залезаешь так глубоко, как никогда. И тебе больно, страшно, а еще и нужно всю эту боль сделать беспристрастной. Выныриваешь на поверхность опустошенным.
Я поняла, что текст случился в тот момент, когда перечитывала финальную верстку и плакала. Плакала от того, что сопереживаю моей героине. Что она уже давно – не я. И мы с ней теперь в диалоге.
– Ты не только написала роман, но и сама преподаешь творческое письмо. Как ты видишь роль литературных школ и курсов в литературном процессе? Что они способны дать пишущему человеку?
Марина Кочан: Я четыре года преподавала литературу в монтессори школе, а еще вела книжный клуб и поэтический курс. Потом родился Сава и случился ковид, и я полностью ушла в онлайн. Так появилось десять авторских курсов: креативное письмо, несколько курсов по поэзии в контексте с искусством ХХ века, курсы для билингвов, курс для взрослых по поэзии. Важно, чтобы тебе было, что сказать и главное, чтобы ты умел сделать это классно. С детьми это особенно важно. Ну а еще я просто обожаю все систематизировать: читаю книгу и сразу вижу, как из нее может родиться курс. Наверное, это и про проектное мышление в том числе.
Не знаю про другие литературные школы, но Лит. практики (Школа литературных практик) дали мне очень много. Это был идеальный баланс из теории, практики, эксперимента, общения. Это было все и сразу. Есть мнение, что нельзя научить кого-то писать. Но нет, можно! Можно дать саммари из самых полезных инструментов, а дальше это уже, конечно, зависит от человека. Писательство – адская рутина. Это труд и ежедневное преодоление себя. Писатели не падают с неба и не рождаются в капусте. Мы с учениками всегда говорим про черновики. Про то, что писать и переписывать – это ок. Про редактуру и саморедактуру. Но тем, кто только начинает этот путь, еще и очень важна нежность. И поддержка. И это то, чего в Лит. практиках тоже было много. Короче, спасибо вам.
– Ты одна из тех наших выпускниц, которые обладают проектным мышлением. Даже твой роман "Хорея" писался и издается параллельно с твоим проектом об отцах. Расскажи, почему для тебя важно не только написать текст, но и включить его в более широкий контекст литературного проекта? Можно ли назвать это твоим творческим методом?
Марина Кочан: Кажется, уже можно! Я начала думать об этом только в этом году, а сейчас понимаю, что этот метод всегда был со мной. Кстати в Лит. практиках был классный предмет "Литературное проектирование", и параллельно меня позвали в одну частную школу преподавать "проектное мышление". Мы с ребятами сделали много классного, например аудиогид "Поэты в кармане". Я обожаю проекты, мне кажется, будущее образования за этим – все связано и нужно изучать одновременно: географию, историю и литературу. Делать сайты, делать книги. Это широта мысли, это всегда выход за рамки и чаще всего – это коммуникация.
Про роман одновременно с сайтом-антологией "Что я знаю о папе": это произошло просто по наитию. У меня не было такой цели. Но, как будто бы, одно очень срезонировало с другим. Читая тексты, которые присылают для сайта, я снова и снова нахожу эти общие для нас всех точки. И понимаю, что у меня получилось эти точки расставить в романе.
– Сегодня странно строить планы на будущее, но наверняка после завершения одной большой работы, начинают появляться размышления о том, что будет дальше. Как ты видишь свою дальнейшую траекторию как авторки и как кураторки проектов?
Марина Кочан: Сейчас заспойлерю, что параллельно с романом я все это время писала нонфикшн учебник по поэзии и искусству. Сейчас он готов на 80 процентов и я жду от издательства, возьмут ли они его, так как это очень сложный проект с точки зрения авторского права. Но я надеюсь, что книга найдет своего издателя. Мой план летом дописать ее.
Когда я заканчивала "Хорею" появился страх, что больше я ничего не напишу. То есть именно большое и художественное. Но уже сейчас у меня есть идея для следующего романа. Я много думаю про то, каким языком можно его написать. Мне кажется язык сейчас так же важен как содержание, это кстати то, о чем мы много говорили в Лит. практиках. Поиск языка, который не был бы клише, – вот что сложно.
Про кураторство: хотелось бы и дальше развивать проект об отцах и кто знает, что еще возникнет в скором времени на моем пути. У меня есть папка "идеи", но иногда самое важное берется прямо из воздуха и ты задвигаешь все остальное, чтобы делать вот это взявшееся из ниоткуда, то, что пришло именно к тебе.