ИНТЕРВЬЮ
"Вся страна – сплошное белое пятно..."
Илья Мамаев-Найлз рассказал о первых месяцах после выхода романа "Год порно"
Роман "Год порно" вышел всего пару месяцев назад, но уже сейчас можно сказать, что это один из самых важных дебютов года. Только на Букмейт на момент выхода этого интервью его читает 4 тысячи человек, которые успели сохранить из него почти 2 тысячи цитат и фрагментов. На фестивле Nonfiction был раскуплен весь тираж, отведенный издателями для Москвы.

Очевидно, тут сошлось сразу несколько факторов: провокационное название, талантливый и легкий для восприятия стиль, реалистичность изображаемых обстоятельств, точный психологизм. Оказалось, что такого простого, но небанального разговора о жизни молодых людей и их родителей очень не хватало.

Мы спросили Илью о том, как он переживает успех своего текста и как видит будущее новой российской литературы.
Прошло уже какое-то время с момента публикации романа. Как меняется твое восприятие проделанной работы, когда книга отделилась от тебя?

Да, есть ощущение, что текст теперь живёт своей жизнью и между нами как будто появилась дистанция. Я банально даже начинаю забывать какие-то моменты из книги и смотрю на текст с новых углов, глазами читателей, которые интерпретируют роман по-своему. Приходится заново знакомиться со своей же книгой, и это странный, но интересный опыт.

Помимо этого, я теперь стараюсь более непредвзято смотреть на то, что в книге работает, а что нет. Да, я делал это и на всех предыдущих этапах, но теперь текст полежал подольше, есть отзывы читателей, рецензии, и имея всё это, легче оценивать те или иные художественные решения, успешность гипотез и так далее.

Вообще, пожалуй, главное, что изменилось в моем восприятии – когда я писал, я часто давал себе завет никогда больше не браться за большую форму, потом, когда книга уже была на стадии публикации, начал думать: а почему бы не написать что-то ещё? А теперь вопрос совсем изменился и звучит как-то так: ой, я могу и хочу про столько всего написать, что именно взять?

Кажется будто теперь у меня есть больше понимания, как работать над текстом, что будет проще писать – но это, конечно, иллюзия и ловушка. Уверен, что со следующим текстом буду страдать не меньше, чем с первым.


Следишь ли ты за отзывами читателей? Помимо того, что роман, бесспорно, имеет успех, были ли реакции, которые тебя удивили?

Я прочитал все отзывы и рецензии, которые мне попадались. Даже уже приходится себя как-то ограничивать, не давать себе искать, кто что ещё написал про книгу, потому что на всё это уходит много времени, внимания и сил.

Больше всего меня удивило, наверное, то, что одни читатели увидели в описаниях города и персонажей большую любовь и нежность, а другие – чернуху, "антироссийскость" и прочее. В общем-то, ничего нового, но меня все равно удивило, как в одних и тех же фрагментах можно считать прямо противоположные смыслы и отношение.

Было ещё и приятное удивление: оказалось, что мысли и переживания главного героя очень резонируют у многих людей моего (и не только) возраста. То есть да, окей, я понимал, что пишу плюс-минус поколенческую историю, но не думал, что совпадение будет вплоть до каких-то деталей, формулировок и настроений. Мне казалось, что в книге всё равно осталось довольно много частного, а оказалось, что нет, очень много людей чувствуют точь-в-точь то же самое, хотя и совсем не похожи на Марка. Меня это очень обнадёживает.


Какие возможности в России сегодня существуют для молодого автора, чью книгу заметили и оценили? Как ты себя существуешь в книжной индустрии?

Пока ещё трудно говорить про все возможности, потому что каждую неделю появляется что-то новое. Из того, что уже было, это разные интервью, презентации, книжные клубы и подкасты на окололитературные темы. Я чувствую огромную поддержку от литературного комьюнити, за что безумно всем благодарен.

Другой вопрос, сколько это продлится и чем кончится. Литература перестает быть забытой всеми нишей, в которой можно было безопасно существовать и делать высказывания, опасаясь только душных рецензий и криповых фанатов-сталкеров. Уже есть самоцензура, цензура текстов, цензура на книжных мероприятиях, дело Жени Беркович и Светланы Петрийчук, и всё это касается не только писателей, но и других людей, связанных с литературой и культурой в целом.

Часть площадок старается избегать всего "остросоциального", "политизированного", а под эти формулировки сейчас можно подогнать что угодно. Меня, человека, который считает задачей литературы осмыслять современную реальность, нынешняя тенденция очень тревожит. Да что уж там, я и пару этих абзацев переписал несколько раз, чтобы никого не подставить, в том числе и себя. Какие тут возможности для молодых авторов?

Но надо сказать, что при всём этом есть много людей в книжной индустрии, кто пытается находить способы продолжать работать, оставаться честным перед собой, делать крутые и важные проекты. Просто на фоне теперь всегда маячит апокалипсис, срок, эмиграция, разорение – you name it.


"Год порно" находится в ряду текстов о миллениалах, которых ещё недавно не было в нашей литературе. Как ты думаешь, каких текстов русскоязычной литературе не хватает? Какие остаются белые пятна?

Вся страна – сплошное белое пятно. Хотя каждый год выходят тысячи книг, почему-то очень немногие из них осмысляют и эстетизируют современную реальность (и не только современную, но и доковидную и ковидную реальности). Просто перечислю первое, что приходит в голову: деколониальность, влияние корпораций на человека и регионы, пропаганда, трэвелоги, эмиграция, гражданский активизм, экология – тем куча, по некоторым уже есть книги, но нельзя сказать, что всё, они закрыли тему. Есть ещё много нерассказанных историй и неосвещенных проблем.

Вообще, мне скорее кажется, что стоит говорить не о том, каких не хватает тем, а каких не хватает авторских голосов – искренних, смешных, неловких, уязвимых. Без амбиций на эпохальные тексты. Не боящихся быть наивными и глупыми. Внимательных к частным переживаниям человека, не обвиняющих его в чём бы то ни было, а более понимающих.

Многим в России кажется, что литература давно перестала быть актуальной. Если кто-то и соберется что-то почитать из художки, то возьмёт что-то из классики или, в лучшем случае, современную зарубежную прозу. И потом все за кофе в очередной раз обсуждают какого-нибудь Оруэлла. Помимо предубеждений, люди ведь не читают современную русскоязычную литературу ещё и потому, что она никак с ними не резонирует, ни темами, ни авторской интонацией. Она существует как бы в отдельной вселенной для особых любителей, а должна быть инициатором дискуссий. Я думаю, что если больше авторов просто будут фокусироваться на том, чтобы сделать искреннее высказывание, то со временем это изменится, а следом и все остальное.
Made on
Tilda