Ася
Мы долго выбирали аудиторию проекта. Изначально ориентировались на школьников. Школьники плохо взаимодействуют с канонической литературой. Со времен написания этих текстов изменилась и лексика, и обстоятельства, а потому они зачастую кажутся скучными и непонятными, не имеющими отношения к жизни. Сказывается и догматическая традиция советского преподавания. Но мы понимаем, что зайти к этой аудитории сейчас не получится, потому что там плотно сидит государство. Мы решили для начала выйти на аудиторию, которая и так интересуется новой оптикой.
Это еще и поиск своих. Только начало разговора, который, как мы надеемся, постепенно приведет к трансформации. Если посмотреть на последние дискуссии в литературной среде, то, например, использование фем-оптики в аналитических статьях вызывает отторжение. Вместо того, чтобы развернуть вежливую дискуссию, люди переводят разговор в неакадемическую плоскость.
Даша
Наша задача — освежить канон, рассказать, что читать канонические произведения можно из другой, более современной оптики. Поэтому мы решили, что пригласить комментировать тексты можно активисток, которые в своей нелитературной работе сталкиваются с влиянием канона.
Есть в Дубровском фрагмент о женской доле. О том, как женщина, молодая мать должна проводить свое время. Я не мать, но долго работала в социальной журналистике и знаю про проблемы, с которыми они сталкиваются, но не хочу апроприировать себе тему, если не переживала этот опыт. Поэтому подумала, что было бы классно попросить женщин, которые занимаются проблемами материнства и дискриминацией матерей. Тогда я взяла на пробу пару комментариев у Ксении Красильниковой, авторки книги о постродовой депрессии «Не просто устала», которая занимается проектом «Бережно к себе» о ментальном здоровье матерей.
Я также брала комментарий у журналистки, авторки канала об инвалидности и феминизме «Шарите» Анны Лалетиной. Я дала ей фрагмент из «Героя нашего времени», где персонаж высказывается о людях с ампутацией. С нашей точки зрения это — эйблизм.
Я думала, что активистки, которым я напишу, ответят, что всем понятно, что это канон и писался давно, а сейчас все изменилось. Но все, кому я рассказала про проект, очень живо отреагировали, их тоже бесила эта проблема. Их дети продолжают читать классику в школах как что-то святое, ориентироваться на эти произведения как на идеал.
Алина
Мы читали тексты сами и просили прочитать их тех, у кого эта оптика развита лучше, чем у нас. Это обращение к активисткам было обосновано: на те моменты, которые мы пропускали, они обращали особое внимание. Для меня это интересное наблюдение — понимать, что есть люди, которые читают текст вот так. Не для того, чтобы всегда писать мягко и нежно. Я считаю, что писатель может писать что угодно, если он понимает, для чего это делает, и понимает, что есть люди, для которых это может быть обидно. Но если для каких-то художественных целей это нужно, значит, писатель так пишет. Но с другой стороны важно понимать, как этот текст воспринимается. Эта читательская оптика должна быть внутри тебя. Странно писать или читать тексты, не зная и не задумываясь об изменениях, которые происходят в обществе.