Дискуссия

де-канонизация: как нам читать классическую литературу и создавать новую?

Canon wars — уже сложившаяся сорокалетняя практика в академической западной среде. Исследователи разбились на два лагеря: одни, в числе которых автор «‎Западного канона» Гарольд Блум, встают на защиту классической литературы, другие предлагают взглянуть на канонические произведения сквозь постколониальную, феминистскую и квир-оптику.

В российской литературной среде обсуждение канона встречается реже. В рамках интеллектуальной книжной ярмарки non/fictio№ 22 ‎Школа литературных практик провела открытую дискуссию: «Де-канонизация: как нам читать классическую литературу и создавать новую?» Участники обсудили, что входит в канон, какие проблемы он создает и как работать с ним сегодня.
участники дискуссии
Алеся Атрощенко
Модераторка дискуссии, кураторка Школы литературных практик
Евгения Некрасова
Писательница, кураторка Школы литературных практик
Евгения Вежлян
Филолог, поэт, куратор Школы литературных практик
Егор Михайлов
Литературный критик, редактор Afisha Daily
Анна Голубкова
Литературная критикесса, литературоведка, основательница альманаха «‎Артикуляция»
Полина Бояркина
Филолог, главный редактор «Прочтения»
проблематика

Одна из проблем канона — его несоответствие современности. Анна Голубкова считает, что школьная программа по литературе актуальна на конец 90-х годов прошлого века. Канон не учитывает изменений, произошедших в последние годы: появление новых оптик для исследования литературы, открытие стертых из истории литературы имен.

Это подтверждает эксперимент, который провел Егор Михайлов. Он вычеркнул из базового школьного стандарта по литературе всех мужских писателей. В списке осталось три имени: Анна Ахматова, Мария Цветаева и Белла Ахмадулина. Такая выборка авторов наводит на мысль: женщины в России до XX века ничего не писали, а после принялись сочинять стихи.
Богатое литературное наследие для российских читателей порою превращается в балласт: литература Золотого и Серебряного веков служит единственным ориентиром при выборе авторов для самостоятельного чтения. Актуальную русскую литературу почти нигде не преподают, текстов и исследований о ней не так много. Получается замкнутый круг: критики и филологи пишут про уже известные произведения, которые после рецензирования становятся еще более трендовыми.

Евгения Некрасова считает, что канон негативно влияет на начинающих писателей. У студентов литературных школ нет примеров актуальных текстов и языка для описания реальности, поэтому они ориентируются на авторов, чей стиль уже устарел.
как работать с каноническими текстами

Несмотря на все проблемы литературного канона, участники дискуссии считают, что полностью разрушать его не стоит. «Даже если мы разбавим список русской классической литературы текстами женщин, национальных меньшинств и квир-авторов, возникнут новые проблемы, с которыми мы столкнемся и которые придется решать. Нужно постоянно проводить ревизию канона», — считает Егор Михайлов.

Один из способов работы с каноном — его переосмысление. Кураторки Школы литературных практик представили проект «Камон, канон», где исследовали классическую литературу в контексте современности. Они попросили журналисток, филологинь и специалисток по женской истории в литературе прокомментировать канонические произведения, используя современную оптику. Над проектом работали Дарья Благова, Ася Датнова, Алина Моисеева. Дисклеймеры оставили Ксения Красильникова, Мария Нестренко, Кристина Сарычева и Анна Лалетина.
Авторка — Анна Кузнецова.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.
Made on
Tilda