РИдИНГ-ЛИСТ

«кожа»: борьба за свободу и идентичность

Новый проект Евгении Некрасовой «Кожа» — это литературный сериал о двух женщинах, разделяющих схожий опыт несвободы. Домна — крепостная крестьянка, а Хоуп — чернокожая рабыня. Когда их судьбы пересекаются, героини понимают, что могут поменяться кожей.

Сериал опирается на художественные тексты чернокожих писательниц, фольклор, мемуары и исследовательские работы. Рассказывая про «Кожу» в интервью ШЛП, Евгения Некрасова поделилась списком книг, которые читала, когда готовилась к проекту. Публикуем его на сайте.
Возлюбленная, Тони Моррисон

Возлюбленная, Тони Моррисон

Тони Моррисон — первая чернокожая авторка, которая получила Нобелевскую премию по литературе. В основе ее романа «Возлюбленная» лежит история чернокожей рабыни Сэти, которая сбежала от своих хозяев в свободный штат вместе с двумя дочерьми. Когда их настиг поисковой отряд, Сэти убила одну из своих дочек, чтобы та не стала рабыней. Остальная и большая часть книги посвящена тому, как Сэти живет и справляется со своей травмой.

В «Возлюбленной» Моррисон работает с темами идентичности, семьи и памяти. Вплетая историю личной потери в исторический контекст, авторка не просто встает в один ряд с писателями и писательницами, которые проблематизируют насилие, колонизацию и их последствие. Моррисон сама начинает традицию: темы отчуждения от собственной памяти и превращения травматичных событий в незначительную деталь часто поднимаются в текстах современных авторок.
Recitatif, Тони Моррисон
Recitatif, Тони Моррисон

Еще один текст Тони Моррисон — на этот раз ее единственный опубликованный рассказ. Это история о двух девочках, которые знакомятся в детском доме. Твайла и Роберта быстро становятся подругами и после выпуска из приюта периодически встречаются на протяжении всей своей жизни. Моррисон сразу дает понять, что у одной героини черная кожа, а у другой — белая. Но выяснить, кто из них кто, не получается даже в конце рассказа. Recitatif писался путем «удаления всех расовых кодов из повествования о двух героинях разных рас, для которых расовая идентичность имеет решающее значение», говорила сама Моррисон.
The Annotated African American Folktales, Генри Луис Гейтс мл. и Мария Татар
The Annotated African American Folktales, Генри Луис Гейтс мл. и Мария Татар

Авторы сборника проделали серьезную работу по обогащению американского литературного канона. Опираясь на работы чернокожих фольклористов и писателей, Генри Луис Гейтс мл. и Мария Татар собрали коллекцию народных сказок, мифов и легенд чернокожего населения Америки. В сборник вошло несколько открывающих эссе и более 150 сказок. Среди них есть как и классические тексты о Братце Кролике и Говорящем Черепе, так и менее известные сказки рабочего населения юга Америки.

Книга не только определяет новый канон, но и рассказывает о присваивании черного фольклора белыми людьми. Авторы проблематизируют работы Джоэля Чандлера Харриса — например, за выстраивание в своих текстах идиллических отношений между рабом и мальчиком из семьи плантатора, которому тот рассказывает сказки. Поддерживая эту критику, чернокожая авторка Элис Уокер написала эссе Uncle Remus, No Friend of Mine, заявив, что Харрис украл добрую долю ее наследства.
Russia and the Negro: Blacks in Russian History and Thought, Элисон Блейкли
Russia and the Negro: Blacks in Russian History and Thought, Элисон Блейкли

Книга Блейкли — исследование истории чернокожих людей в России. Авторка обращается к потомкам африканцев, которые селились на побережье Черного моря в XVIII веке, к жизням Абрама Ганнибала и его правнука А. С. Пушкина, к миграции черного населения в Россию на рубеже XVIII и XIX веков. Большинство афроамериканцев, переехавших сюда, искали лучшей жизни, устав от социального неравенства. «Они хотели жить в обществе, где не существовало предрассудков и расизма», заключает Блейкли.

Книга рассматривает и более поздние периоды. Объясняя, почему СССР был привлекателен для чернокожих мигрантов, Элисон пишет, что новая страна обещала жизнь без дискриминации и унижений из-за цвета кожи. Советскую Россию в разное время посещали писатели Клод Маккей и Лэнгстон Хьюз, певец Поль Робсон и политические активисты Джордж Падмор и Анджела Дэвис.
Poems on Various Subjects, Religious and Moral, Филлис Уитли
Poems on Various Subjects, Religious and Moral, Филлис Уитли

Уитли — первая чернокожая поэтесса, опубликовавшая свои стихи. Она жила в XVIII веке в Бостоне, куда колонизаторы привезли ее ребенком из Африки. Биография Уитли похожа скорее на борьбу за право писать, чем на историю о свободной и образованной рабыне. Она публиковалась анонимно и однажды доказывала авторство своих стихов в присутствии 18 белых влиятельных людей, чтобы те допустили ее тексты до печати.

Стихи Уитли — зачастую элегии. В них отражаются христианские темы. Например, в тексте On being brought from Africa to America Уитни пишет: «Милостью меня вывезли из языческой земли, научили мою сумрачную душу понимать, что есть Бог, что есть Спаситель». И хотя в них нет деколониального взгляда, к которому мы привыкли, читая современные тексты, борьба Уитни за субъектность — важная часть истории литературы чернокожих людей.
A Black Woman's Odyssey Through Russia and Jamaica: The Narrative of Nancy Prince
A Black Woman's Odyssey Through Russia and Jamaica: The Narrative of Nancy Prince

Биография Нэнси Гарднер Принс нетипична для свободной чернокожей женщины, жившей во времена рабства в США. Принс путешествовала по России, встречалась с императором Александром I и императрицей Елизаветой Алексеевной, открыла свое швейное дело в Санкт-Петербурге, была свидетельницей Восстания декабристов. Писательница побывала на Ямайке, где планировала работать с недавно освобожденными рабами и образовывать женщин, занималась активизмом: открывала детские дома, боролась за права женщин и детей. Все свои приключения она записывала — прочесть их можно в книге «Одиссея черной женщины по России и Ямайке».
Воспоминания русских крестьян XVIII— первой половины XIX века, составитель И. Васильев
Воспоминания русских крестьян XVIII — первой половины XIX века, составитель И. Васильев

В отличие от дворянского опыта, повседневность крепостных остается малоизученной. Васильев попытался исправить это и собрал под одной обложкой воспоминания русских крестьян. В сборник вошли мемуары тех крепостных, которые служили в армии, занимались торговлей или трудились в барском доме. Воспоминания героев порою записаны кем-то другим и зачастую после того, как они уже перешли в другое сословие. С одной стороны, такие мемуары — наглядный пример того, как распределялись привилегии внутри одной из самых угнетаемых групп Российской Империи, с другой — ценный материал, которые позволяет больше узнать о сокрытом опыте.
Серый мужик. Народная жизнь в рассказах забытых русских писателей XIX века
Серый мужик. Народная жизнь в рассказах забытых русских писателей XIX века

«Серый мужик» — это представитель народа, который стал жертвой обстоятельств, произвола власти или собственных заблуждений. Образ «серого мужика» часто встречается в текстах русских писателей, но все эти произведения почти полностью были вытеснены за пределы высокого канона.

Авторы сборника решили представить современному читателю забытую литературу о народе. Книга тематически делится на тексты о деревнях, городах и заводах, каторгах и ссылках, положении женщин и крестьянских детей. Многие авторы, чьи работы вошли в сборник, были представителями критического реализма и работали с социальными темами не только в литературе, но и в жизни.
Другие тексты
О крестьянском опыте также можно прочесть в научных статьях. Оноприенко исследует отношения между дворовыми крепостными и помещиками в работе «Характерные черты взаимоотношений дворовых с провинциальными помещиками в XIX в.», а Веремешко — последствия отмены крепостного права в тексте «Домашняя прислуга в дворянских семьях России во второй половине XIX — начале ХХ в.».
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.
Made on
Tilda