КИНО

cценарии, написанные женщинами

рассказываем про фильмы, над сценариями которых работали советские и российские авторки
Сценаристка и режиссерка Кира Муратова
Когда речь заходит о кино, чаще всего мы говорим о режиссерах как о людях, создающих фильм от начала и до конца. Однако работа над кинокартиной — это сложный процесс, в котором заняты продюсеры, операторы, монтажеры, художники, композиторы. Сценаристы в этом списке стоят как бы отдельно — хотя любой фильм и начинается с текста, о работе над сценариями при этом говорят не так много, как об актерской игре и режиссуре.

Еще более маргинализированными в мире кино являются сценаристки. Так, одну из героинь этого текста Надежду Кожушаную не хотели принимать на учебу из-за гендера. Другая проблема связана с политикой и историей: например, в СССР, где было провозглашено гендерное равенство и женщины якобы могли работать вместе с мужчинами, на самом деле существовала вторая смена, и совмещать творческую профессию с домашними обязанностями было непросто.

Со временем ситуация немного, но выровнялась: сценарии, написанные женщинами, становятся заметнее, а их фильмы номинируют на «‎Оскар‎» (как, например, работу Киры Коваленко «‎‎Разжимая Кулаки»).

Школа литературных практик рассказывает о некоторых советских и российских сценаристках, информацию о которых удалось найти.
Наталья Рязанцева

Наталья Рязанцева дебютировала в кино как актриса — сыграла эпизодическую роль в фильме «‎‎Застава Ильича‎» («‎‎Мне двадцать лет»). Ее первую крупную работу в качестве сценаристки можно увидеть в фильме «‎‎Крылья» 1966 года, который показывает историю послевоенной жизни бывшей летчицы Надежды. Рязанцева рассказывает, что еще до работы над картиной много изучала про жизнь и профессию летчиц: читала мемуары, видела ночных бомбардировщиков и начала что-то писать для себя. Над фильмом сценаристка работала в соавторстве с кинодраматургом и номинантом на «‎‎Оскар» Валентином Ежовым.

Что посмотреть:
Долгие проводы, 1987
Холодно — горячо, 1971
Чужие письма, 1975
Съемка Натальи Рязанцевой для газеты «Семья», источник
Заира Арсенишвили и Лана Гогоберидзе

Заира Арсенишвили известна не только как сценаристка, но и как писательница, а Лана Гогоберидзе еще и как режиссерка. Вместе они написали сценарии к нескольким фильмам, сюжеты которых, независимо от жанра, строились вокруг женщин и их историй. Одна из их последних совместных совместных картин — «‎‎Вальс на Печоре» — осмысляет последствия сталинских репрессий. Фильм во многом биографичен для Арсенишвили и Гогоберидзе — их отцов расстреляли в конце 30-х.

Что смотреть:
Несколько интервью по личным вопросам, 1978
День длиннее ночи, 1983
Вальс на Печоре, 1992
Кадр из фильма «Несколько интервью по личным вопросам»
Надежда Кожушаная

Когда Надежда Кожушаная поступала на курсы сценаристов, драматург и ее будущий преподаватель Валентин Черных произнес слова, которые сегодня мы бы расценили как сексизм: «Это человек такого же склада, как Шпаликов, Высоцкий, Даль. При том, что она женщина, эмоционально ей будет еще тяжелее, чем им». На курсы Кожушаная все же поступила, писала сценарии к мультфильмам и фильмам, опубликовала свои рассказы и получила звание заслуженной деятельницы искусств РФ.

Что посмотреть:
Зеркало для героя, 1987
Нога, 1991
Прорва, 1992
Последняя игра в куклы, 2010
Людмила Петрушевская

В отличие от других героинь этого текста, Людмила Петрушевская широко известна как прозаик, хотя сценариями она начала заниматься еще в 70-х годах прошлого века. Почти все ее сценарии писались для мультфильмов, один из самых известных — «‎‎Сказка сказок» — совместная работа писательницы и художника Юрия Норштейна.

Что смотреть:
Сказка сказок, 1979
Лечение Василия (1974)
Поросенок Петр (2008)
Шинель (незаконченный)
Людмила Петрушевская, источник
Лариса Шепитько

Лариса Шепитько — советская режиссерка, снимала «Крылья», «Зной», «1987». Как сценаристка Шепитько работала над «Восхождением» — адаптировала повесть Василя Быкова «Сотников» и сняла по ней военную драму. Лента стала единственной советской работой, удостоенной высшей награды Международного кинофестиваля в Западном Берлине. Шепитько также написала сценарий к собственному фильму «Ты и я», а еще делала первые черновые наброски к «Белорусскому вокзалу».

Что смотреть:
Белорусский вокзал, 1970
Ты и я, 1971
Восхождение, 1976
Лариса Шепитько, источник
Татьяна Лиознова

Татьяну Лиознову знают как режиссерку популярных советских многосерийных фильмов: «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на плющихе» и других. К некоторым из них Лиознова сама писала сценарии, например, к культовому «Карнавалу» — фильм даже занял девятое место по итогам проката 1982 года. Среди других ее работ — сценарий к трехсерийному фильму «Конец света с последующим симпозиумом», который основан на одноименной пьесе Артура Копита.

Что посмотреть:
Карнавал, 1981
Конец света с последующим симпозиумом, 1986
Татьяна Лиознова, источник
Кира Муратова

Кира Муратова — гений и авангардистка позднесоветского и российского кино со своей, ни на кого не похожей оптикой. В своих фильмах она показывает реальность и существующих в ней людей через абсурдискую призму, жестокую и нежную (то есть гуманистическую) одновременно.

Муратова больше известна как режисерка, сценарии почти ко всем своим кинолентам она писала сама. Дебютировала в 1958 году, сняв со своим будущем мужем Александром Муратовым корометражку «‎‎Весенний дождь», рассказывающую об отношениях молодых людей — Кати и Кости. Причиной ссоры героев становится бутылка водки. Так, в оттепелевской мелодраме появилась критика употребления алкоголя, что очень понравилось советскому правительству: фильм даже показали по телевизору. А вот к другим фильмам Муратовой власти относились не так тепло. Ее мелодраму «‎‎Долгие проводы» не допустили к прокату, а саму режиссерку уволили за профнепригодность.

Что посмотреть (фильмы, для которых Кира Георгиевна сама писала сценарии):
Короткие встречи, 1967
Познавая белый свет, 1979
Перемена участи, 1987
Астенический синдром, 1989
Чувствительный милиционер, 1992
Чеховские мотивы, 2002
Настройщик, 2004
Мелодия для шарманки, 2009
Вечное возвращение, 2012
Кира Муратова, источник
Рената Литвинова

Литвинова долгое время работала как соавторка текстов для некоторых фильмов Киры Муратовой — «‎‎Увлеченья», «‎‎Три истории», «‎‎Два в одном». Писала сценарии и сама срежиссировала несколько своих фильмов, в частности «‎‎Богиня, как я полюбила», «‎‎Последняя сказка Риты» и «‎‎Небо. Самолет. Девушка».

Одна из самых известных лент, основанная на повести Литвиновой «Обладать и принадлежать», — «‎‎Страна глухих» (ее включили в список 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша»). Картина рассказывает две истории: Риты, которую предал возлюбленный, и глухой танцовщицы по имени Яя. Между девушками завязываются теплые отношения, которые балансируют на грани дружбы и лесбийской связи. Постоянно попадая в сложные жизненные ситуации, возникающие из-за временного и социального контекста (на дворе 90-е, и бандитским миром правят мужчины), и периодически разлучаясь, подруги, в конце концов, остаются вместе навсегда.

Что посмотреть:
Увлеченья, 1994
Три истории, 1997
Страна глухих, 1997
Богиня, как полюбила, 2004
Последняя сказка Риты, 2012
Наталия Мещанинова

В 2014 году году совместно с Любовью Мульменко Наталья Мещанинова написала сценарий к фильму «‎‎Комбинат „Надежда“», который срежиссировала сама. Это история о жизни молодой героини и ее друзей в Норильске десятых годов и о ее мечте уехать оттуда на «‎‎большую землю». В 2018 году Наталья Мещанинова написала сценарий и срежиссировала фильм «‎‎Сердце мира» о жизни ветеринара Егора, который обществу людей предпочитает общество животных. Картина получила Гран-при фестиваля «‎‎Кинотавр‎». Мещанинова также работала над сценариями фильмов «‎‎Аритмия» и «‎‎Война Анны», а еще выпустила романы «Телохранитель» и «Рассказы».

Что смотреть:
Комбинат «‎‎Надежда», 2014
Аритмия, 2017
Война Анны, 2018
Сердце мира, 2018
Наталия Мещанинова, источник
Любовь Мульменко

Любовь Мульменко дебютировала в театре — работала над документальными спектаклями «Так-то да» и «Алконовеллы», а уже в 2014 году по ее сценариям сняли две полнометражные картины. Одна из них — фильм «Комбинат „Надежда“», поставленный режиссеркой Натальей Мещаниновой, участвовал в основном конкурсе Роттердамского фестиваля. Другая картина режисерки Оксаны Бычковой была представлена в конкурсе «Spectrum» и получил главный приз «Big Screen Award». А в 2021 году Мульменко сняла собственную картину «‎‎Дунай» — о жизни москвички Нади в Белграде.

Что смотреть:
Комбинат «‎‎Надежда», 2014
Разжимая кулаки, 2021
Дунай, 2021
Любовь Мульменко, источник, фото Тимура Абасова
Наталья Кудряшова

Кудряшову знают как актрису: она сыграла жену больного раком егеря Егора в фильме «‎‎Человек, который удивил всех». За эту роль она получила диплом лауреата «Кинотавра» в номинации «Лучший дебют».

Как сценаристка и режиссерка Наталья Кудряшова стала известна благодаря фильму «‎‎Пионеры-герои». Фильм показывает трех друзей Ольгу, Катю и Андрею, чье детство было наполнено мечтами о подвигах, а сейчас они живут свои жизни с ощущением, что что-то не так.

Последний фильм Кудряшевой «‎‎Герда» осмысляет женский опыт в провинции: главная героиня картины Лера днем учится на соцфаке, а вечером танцует в стриптиз-клубе, чтобы заработать на жизнь.

Что смотреть:
Герда, 2021
Кира Коваленко

Режиссерка Кира Коваленко все сценарии к своим фильмам пишет сама. Ее работы рефлексируют на тему жизни в регионах. Действие ее дебютного фильма «‎‎Софичка» происходит в Абхазии — на родине главной героини, которая возвращается туда после освобождения из ссылки. А картина «‎‎Разжимая кулаки‎» рассказывает об Аде, живущей в маленьком городе Северной Осетии и мечтающей освободиться от опеки семьи. «‎‎Разжимая кулаки» был выдвинут на премию «Оскар».

Что смотреть:
Софичка, 2017
Разжимая кулаки, 2021
Что еще посмотреть:

Екатерина Виноградская — «Обломок империи» (1929), «Член правительства» (1939)

Мария Смирнова — «Бабы» (1940), «Сельская учительница» (1947)

Агния Барто — «Подкидыш» (1939), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953)

Эсфирь Буранова — «Драгоценные зерна» (1948), «Черт с портфелем» (1966)

Зиновия Маркина — «Комсомольск» (1938), «Шарф любимой» (1955)

Виктория Токарева — «Мимино» (1977), «Джентльмены удачи» (1971)

Мария Хмелик — «Маленькая Вера» (1988)

Светлана Кармалита — «Хрусталев, машину!» (1998), «Трудно быть богом» (2013)

Авдотья Смирнова — «Мания Жизели» (1995), «Дневник его жены» (2000)

Нана Гринштейн — «Питер FM» (2006)

Наталия Репина — «Пропавший без вести» (2010), Mal’aria (сценарий, фильм не был снят)

Анна Козлова — «Краткий курс счастливой жизни» (2012), «Медиатор» (2021)
Над текстом работали Евгения Некрасова и Аня Кузнецова
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.
Made on
Tilda