РИдИНГ-ЛИСТ

Reading studies: зачем изучать читательский опыт

Рассказываем про лабораторию Евгении Вежлян «Readers-studies. Как делать книжные обсуждения?» и делимся списком книг, в которых исследуется фигура читателя
Внимание исследователей литературы многие годы было обращено к писателям и их текстам. Письмо доминировало и считалось привилегированным: читали многие, а писали единицы. Конечно, о читателе думали поэты и писатели, критики и педагоги. Но науки, которая бы изучала читательский опыт, не существовало. К этому вопросу литературоведы обратились лишь во второй половине XX века. Тогда ученые стали рассуждать, можно ли говорить о едином тексте, если каждый читатель трактует смысл по-разному, и вообще — существует ли произведение без прочтения. Появились школы, исследующие читательский опыт. Узнать о том, кто и как обращался к читателям, можно в материале дружественного ШЛП издания «Прочтение».

В России о reading studies написано не так много, хотя в последнее время научный интерес к читателю растет. Литературоведы изучают не только то, как опытный читатель воспринимает текст, но и обращаются к массовому чтению. Появляются работы, посвященные фанфикшну и книжным клубам, участники которых читают массовую литературу.

Читательский опыт интересен не только теоретикам. Писатели, библиотекари, педагоги, организаторы книжных клубов и сами читатели могут использовать знания reading studies на практике. Изучая чтение, мы узнаем, как социокультурный контекст и другие факторы влияют на наш литературный вкус, а значит лучше понимаем самих себя и свое читательское поведение.

Вместе с кураторкой лаборатории «Readers-studies. Как делать книжные обсуждения?» Евгений Вежлян мы выбрали книги, посвященные социологии чтения. Некоторые из них посвящены истории чтения и подойдут теоретикам, другие исследуют современные формы взаимодействия с текстом и помогут разобраться в своих читательских привычках.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.
Made on
Tilda