Материалы раздела предназначены для лиц старше 18 лет
Подборка

Памяти Ольги Липовской: подборка переводов феминистских и квир-текстов

24 августа умерла Ольга Липовская — эссеистка, переводчица и критикесса. Она называла себя «бабушкой русского феминизма» и не боялась браться за сложные, но важные тексты. Благодаря ей мы можем прочитать Моник Виттиг, Валери Соланас, Элен Сиксу и многих других авторок на русском языке. В Школе литературных практик мы часто разбирали её переводы в лабораториях эссе и прозы.

Ольга Липовская была одной из главных активисток феминистского движения в Ленин­граде, организаторкой и главредкой самиздата «Женское чтение» и председательницей Санкт-Петербургского Центра гендерных проблем. Памяти Ольги Липовской публикуем список её переводных работ.

Мария Бикбулатова
Преподавательница в Школе литературных практик
Меня всегда поражало, как в ней сочетается радикальная неформальность и внутренняя скромность. Она не стеснялась в выражениях, если ее что-то возмущало, и в то же время она всегда очень сдержанно говорила о собственных заслугах. Память об этой ярчайшей личности, о настоящей сестре, теперь всегда со мной.
«Сексуальная / текстуальная политика», Торил Мой

Написанный в 1985 году, это один из классических трудов в области феминистской литературной критики. Торил Мой рассказывает о двух основных критических школах: англо-американской и французской. Первое, социально-критическое, направление развивали исследовательницы англоязычной литературы — они отмечали то, как разные писатели реализуют отношения господства и подчинения в своих текстах. Второе направление — это дискурсивный анализ власти, он базируется на европейской философии.

Жанр книги можно отнести к учебному пособию, но его будет интересно прочитать не только специалистам, но и широкому кругу людей.


«Изменяя очертания тела», Элизабет Гросс

Элизабет Гросс — американская философиня и феминистка. Её эссе 1994 года «Изменяя очертания тела» поднимает вопрос о принадлежности тела самому себе и нейтральности его формы — существует ли эта нейтральность вообще?

Отвечая на него, Гросс утверждает, что тела как таковые не существуют без привязки к полу, цвету и размеру. Она пишет: «Есть только тела — мужские или женские, черные, коричневые, белые, большие или маленькие», и любое поведение этих тел будет подвергаться внешней (в том числе гендерной) оценке.

Это эссе переведено Ольгой Липовской и включено в хрестоматию «Введение в гендерные исследования» под редактурой Сергея Жеребкина (2001 год).

«Хохот Медузы», Элен Сиксу

Эссе 1975 года, один из самых известных текстов феминистской теории. Именно в нём впервые появляется термин «Écriture feminine» — женское письмо. Сиксу описывает его как выход за пределы разговорных правил, существующих в обществе патриархата. «Смех Медузы» можно назвать манифестом: он призывает женщин использовать письмо и тело в качестве источников силы и вдохновения, чтобы выразить собственный женский опыт.

«Ключи к Доре», Джейн Гэллоп

Ещё одно эссе, переведенное Ольгой Липовской и включенное в хрестоматию Сергея Жеребкина. Оно отсылает к экспериментальной пьесе Элен Сиксу «Портрет Доры». Дора — пациентка Фрейда, которая протестует против того, что её используют как «объект бартерного обмена» между мужчинами. Сиксу пишет о том, что её фигуру можно рассматривать не только как историю отдельной женщины, но и как совокупный образ всех женщин вообще.

Джейн Гэллоп анализирует его и идейное противостояние Сиксу и Катрин Клеман относительно этого тропа в своих работах.

«Политическая теория феминизма», Валери Брайсон

Валери Брайсон — политологиня и исследовательница марксистского феминизма. Её монография «Политическая теория феминизма» рассматривает развитие феминистской политической теории с XVII по XX век и даёт базовое представление об истории западного феминизма.
«Прямое мышление», Моник Виттиг

Моник Виттиг — значимая теоретикесса квир-культуры и феминизма во Франции. Именно она описала идею «гетеросексуального контракта» и одной из первых подняла проблему гендерных ролей в языке. Она говорила: «В литературе я не разделяю женщин и мужчин. [.] Это мыслительное пространство, где пол не является решающим. Человеку нужно иметь какое-то пространство для свободы. Язык это позволяет. Я говорю о построении идеи нейтрального, которое могло бы избежать разделения полов».

Так её эссе «Прямое мышление» посвящено обсуждению проблем, встающих перед ЛГБТК-сообществом. В нём она с позиций марксистского феминизма размышляет о гетеросексуальности как о политическом режиме и исследует пространство литературы и функциональность используемого ею языка.


«Манифест полного уничтожения мужчин», Валери Соланас

Валери Соланас — радикальная феминистка, известная попыткой убить Энди Уорохолла из пистолета после того, как тот отказался ставить её пьесу «Засунь себе в задницу!». Комментируя этот текст, Ольга Липовская сказала: «Сама бы я не стреляла, но не жалею, что она это сделала».

«ОПУМ» — это утопический концепт женского общества, из которого будут исключены все «дефектные» мужчины и оставлены только те, что приносят пользу. В этом манифесте Валери Соланас декларирует тезисы о проблемах патриархального общества: нестабильной экономике, войнах, ксенофобии и другом.

«Каждый мужчина в глубине души знает, что он никчемный кусок дерьма. [.] Мужчина жаждет постоянного общества женщины. Общество самой недостойной женщины предпочтительнее его собственного или общества мужчин, которые лишь напоминают ему о собственной омерзительности», — пишет Валери Соланас.
«Эпистемология чулана», Ив Кософски Сэджвик

Ив — эссеистка, литературоведка, исследовательница gender studies, квир-теории и фем-критики. «Эпистемология чулана», вышедшая в 1990 году, утверждает мысль о том, что существующая бинарная гендерная система ограничивает свободу и понимание сексуальности.

«Эпистемология» состоит из «теоретического» введения — «Аксиоматики», где Ив описывает базовые представления о переплетении двух взаимосвязанных восприятий гомо- и гетеросексуальности в культуре. А также содержит «методологическую часть», где она проводит литературоведческий анализ текстов XIX—XX вв.еков: Уайльда, Ницше, Мелвилла, Пруста, Генри Джеймса.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.
Made on
Tilda