Строгость литературного канона заключается, в том числе, в делении жанров на центральные и периферийные. В число последних входят формы, которыми пользовались писательницы XVIII и XIX веков — дневники, письма и записки. Второстепенность эпистолярной литературы не мешала писателям-мужчинам перенимать ее характеристики. Так, роман Гете «Страдания юного Вертера» сегодня существует как часть канона немецкой литературы, хотя и написан в рамках сентиментального стиля, который из-за стилистической слабости и психологичности считался женским. Работа же Софии фон Ларош «История девицы фон Штернгейм», вышедшая на три года раньше, в канон не попала из-за жанровой природы: роман состоял из записок главной героини. В предисловии редактор Кристоф Мартин Виланд извинялся за несовершенный стиль и пояснил, что книга была написана Ларош в свободное от женских обязанностей время.
Мы попросили литературоведа Анну Нижник собрать письма разных авторок для знакомства с истоками «периферийного» жанра и теперь публикуем их в общем доступе:
● Анна Бунина, письма к племяннику М. Н. Семенову ● Евдокия Ростопчина, «Стихотворения, проза, письма»
● Эмили Дикинсон, «Стихотворения. Письма»
● Зинаида Гиппиус, письма женщинам-адресатам ● Лариса Рейснер, переписка с Гумилевым ● Лиля Брик, переписка с Эльзой Триоле ● Марина Цветаева, письма ● Александра Коллонтай, письма к друзьям ● Лидия Чуковская, открытые и частные письма ● Ингеборг Бахман, переписка с Паулем Целаном
● Симона де Бовуар, письма Нельсону Олгрену ● Астрид Линдгрен, «Ваши письма я храню под матрасом»
● Маргарита Пуришинская, «Письма Риты»
● Переписка Кэти Акер и Маккензи Уорк, «Я очень тебя хочу»