РИДИНГ-ЛИСТ

экопроза: список книг для тех, кто пишет о природе

Осенью в Школе литературных практик начнется курс по экописьму. Студентки и студенты будут изучать прозу, эссе и поэзию, попробуют разные техники письма о природе, а также позаимствуют нарративные приемы из других медиумов.

Кураторки Школы Евгения Некрасова и Алеся Атрощенко поделились списком прозы, о которой пойдет речь на курсе: от Пришвина и Платонова до Горалик и Липтрот.

Русскоязычные тексты
Всеволод Гаршин
«‎‎Лягушка-путешественница»‎, «‎Аttalea princeps»


Самый ранний автор из подборки — Гаршин жил и писал в XIX веке. Язык его текстов лишен ярких образов и метафор, зато описываемые события часто становятся символами реального. Так, его рассказ «‎Attalea princeps»‎ о пальме, которая пробила изнутри оранжерею и погибла от холода, часто считывается как аллюзия на политические события и революционную борьбу 60-х годов.

Издательство «‎Правда»‎
Михаил Пришвин
«‎Времена года»‎, «‎Фацелия», «‎Лесная капель»


Природа у Пришвина сама становится героиней, которую писатель тщательно, почти фотографически описывает. Этот прием он действительно позаимствовал из фотографии и даже иллюстрировал снимками свою первую книгу. Писатель считал, что изображения дополняют авторский словесный образ зрительным.

Издательство «Клуб 36`6»
Андрей Платонов
«‎Мусорный ветер»‎, «‎Песчаная учительница», «‎Среди деревьев и растений», «‎Путешествие воробья»


На первый взгляд, язык Платонова, в том числе и при описании природы, может показаться обобщенным и даже отстраненным. Однако именно остранение и нескладности речи — те приемы, которые использует автор, чтобы говорить на сложные темы.

Издательство «Ээсти раамат»‎
Константин Паустовский
«‎Желтый свет»‎, «‎Телеграмма», «‎Мещерская сторона»


Прозу четырехкратного номинанта на Нобелевскую премию читают в школе. А потому интересно взглянуть на тексты Паустовского с новой оптикой и увидеть, как в знакомой с детства «‎Телеграмме» рассказ о смерти смешивается с лиричными описаниями природы, проследить контраст между внутренним трагизмом и языковым романтизмом.

Издательство «Детская литература»‎
Людмила Петрушевская
«‎Морские помойные рассказы»


Главная героиня «‎Морских помойных рассказов» — медуза. Она ходит в клубы, пользуется косметикой известных брендов и носит вещи из секонд-хэнда, которые попадают в море. Петрушевская берет за основу одну из главных проблем экологии — загрязнение океана, а затем превращает ее в сказку.

Издательство «Эксмо»‎
Линор Горалик
«‎Все, способные дышать дыхание»


«‎Все, способные дышать дыхание»‎ — фантастическая книга об Израиле после катастрофы, из-за которой животные обрели речь. Текст учит эмпатии, заставляет читателя прислушаться к тому, что чувствуют и думают звери, а сама писательница предлагает новый способ для работы с большой литературной формой.

Издательство «АСТ»‎
Денис Осокин
«‎Сухая река»‎, «‎Овсянки»‎, «‎Танго пеларгония‎»


Тексты Осокина словно сотканы из фрагментов: рассказы или главы, из которых состоят его книги, напоминают кадры из жизни, лирические зарисовки и разрозненные мысли. А скрепляет все это писатель фольклором — еще один способ работы с построением текста.

Издательство «КоЛибри»‎
Евгения Некрасова
«‎Музей московского мусора»

В своей поэме Некрасова рефлексирует на тему замусоренности исторического города Коломна с помощью фольклора, описания повседневности и отсылок к истории. Писательница показывает новую перспективу для тех, кто пишет о природе — с помощью, казалось бы, совсем не связанных с экологией тем.

Поэма напечатана в сборнике «Домовая любовь», ‎Редакция Елены Шубиной
Зарубежная литература

Издательство «АСТ»‎
Вирджиния Вулф
«‎На маяк»

В тексте «‎На маяк»‎ Вулф прибегает к своему излюбленному способу повествования — технике потока сознания. Внутренние переживания героев читатель видит через воспоминания, слуховые и зрительные ассоциации, которые периодически отсылают к природным мотивам.

Издательство «Ad Marginem»‎
Дерек Джармен
«‎Современная природа»

Режиссер Дерек Джармен узнает, что является носителем ВИЧ, и решает разбить сад рядом со своим домом. Его будущее неясно, и садоводство становится его утешением. «Современная природа» — это дневник, размышления о детстве, молодости и творчестве, а природа в нем — объект исследования в контексте болезни и смерти.

Издательство «Corpus»‎
Саманта Швеблин
«‎Дистанция спасения»


Действие романа происходит в сельской местности, где главная героиня проводит отпуск со своей дочерью. Постепенно в их жизни происходят загадочные события, фантастика сплавляется с реальностью, почти не оставляя места для здравого смысла. Ответить на появляющиеся вопросы писательница предлагает нам — читателям.

Издательство «Эксмо»‎
Дебора Леви
«‎Горячее молоко»

По сюжету книги главная героиня София приезжает с больной матерью Розой в испанский городок. Между женщинами намечается конфликт: Роза относится к дочери как к служанке и недовольна ее холодностью. Постепенно личная драма перерастает в нечто большее: Испания превращается в мифический берег, с медузами, таинственными целителями и пугающими предзнаменованиями.

Издательство «Ad Marginem»‎
Кио Маклир
«‎Птицы, искусство, жизнь: год наблюдений»


Кио Маклир отправляется в орнитологическое путешествие по большому городу, попутно размышляя о творчестве и жизни. «‎Птицы, искусство, жизнь: год наблюдений», с одной стороны, представляет собой эссе, исследующее отношение человека и природы, с другой — откровенный автофикшн и личный дневник.

Издательство «Inspiria»‎
Ольга Токарчук
«‎Веди свой плуг по костям мертвецов»


«‎Веди свой плуг по костям мертвецов» — философский детектив, в котором жизнь тесно граничит с нереальным, имена отражают личности героев, а звезды предопределяют судьбу. В своем тексте Токарчук сталкивает противоположности: жизнь и смерть, случайное существование и предначертанность, человек и природа, охотник и жертва.

Издательство «Ad Marginem»‎
Литт Вун Лонг
«‎Путь через лес. О грибах и скорби»


Литт Вун Лонг делится опытом преодоления травмы с помощью природы. Писательница переживает скорбь из-за смерти мужа через увлечение грибоводством. Язык текста порою наивен, однако книга предлагает новый способ работы с травматичным опытом и написания автофикциональной прозы.

Издательство «Ad Marginem»‎
Эми Липтрот
«‎Выгон»


Роман Липтроп — это откровенный дневник писательницы, документирующий ее борьбу с зависимостями через путешествие к Атлантическому океану. Когда-то Эми покинула остров на северо-востоке Шотландии, чтобы уехать в центр. Теперь она совершает путешествие назад, примиряя свое прошлое с настоящим.
Во время курса мы будем читать российскую и зарубежную экопрозу, изучим связь автофикшна и экологии и посмотрим, как кино и современное искусство работают с природой. Результатом станет сборник текстов на экологическую тематику. Записаться на курс можно до конца октября.
Список составили Алеся Атрощенко и Евгения Некрасова.
Авторка текста — Анна Кузнецова.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.
Made on
Tilda