РИдИНГ-ЛИСТ
Тексты в кино
В конце апреля в Школе литературных практик стартует Весенняя школа, одна из лабораторий которой посвящена текстам в кино. Вести курс будет Мария Игнатенко, режиссер, сценарист, ведущий преподаватель МШНК и автор фильма «Город уснул», премьера которого прошла на Берлинском кинофестивале.

В ходе лаборатории студентки и студенты исследуют все основные инструменты сценариста: драматургическую структуру фильма, законы построения сцены, специфику работы над диалогами. Особое внимание будет уделено процессу адаптации текстуальных кодов в визуальные. Справиться с этой задачей поможет прочтение художественных текстов малой формы, которые послужили основой для полнометражных фильмов. Участницы и участники лаборатории разберут эти произведения на занятиях.

1
«‎Новелла о снах» Шницлера и «‎С широко закрытыми глазами» Кубрика
Действия «Новеллы о снах» или «Traumnovelle» австрийского писателя Артура Шницлера происходят в 20-х годах прошлого века в Вене. Сюжет строится вокруг отношений врача Фридолина и его жены Альбертины. Во время беседы супруги признаются друг другу в своих сексуальных желаниях, связанных с изменами, после чего события странным образом приводят главного героя на бал-маскарад. Произведение Шницлера отличается размытием границ между сном и реальностью. Кубрик, адаптируя текст для съемок, сумел не только воспроизвести эту иллюзорность на экране, но и перенести действие фильма в Манхэттен 90-х.

2
«‎Смерть в Венеции» Томаса Манна и «‎Смерть в Венеции» Висконти
TW: Фильм и текст описывают влечение взрослого мужчины к несовершеннолетнему мальчику. Актер Бьёрн Андресен, сыгравший роль подростка, позже признавался, что отрицательно относится к фильму.

При написании новеллы Томас Манн вдохновился впечатлениями от смерти композитора Густава Малера и общением с мальчиком Владзьо Моэсом, с которым познакомился во время поездки в Венецию. Текст повествует о Густаве фон Ашенбахе, который влюбляется в подростка и погибает. Манн старался написать историю о помрачении рассудка на фоне страсти. Мы посмотрим, как Висконти перевел язык литературы на язык кино, чтобы снять фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале.

3
Повесть «‎Река-Потудань» Платонова и «‎Одинокий голос человека» Сокурова
В «‎Реке-Потудань» Платонов рассказывает историю красноармейца Никиты, который возвращается в родную деревню. В этом тексте, который относится к реалистической традиции, почти нет страшных сцен, однако описание действительности, простоты и бедности бытия людей привносит в повесть глубину и лиричность. Для Сокурова текст адаптировал сценарист, писатель и поэт-метареалист Юрий Арабов.

4
Повесть «‎Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» Петера Хандке и одноименный фильм Вима Вендерса
Нобелевский лауреат Петер Хандке написал новеллу «‎Страх вратаря перед одиннадцатиметровым‎» в 1970 году, а через два года режиссер Вим Вендерс показал ее на экране. Несмотря на схожесть с детективной историей, кинолента уделяет большое внимание однообразию жизни убийцы и культурному влиянию Америки на Западную Германию послевоенного периода. Кроме того, фильм отличается своей созерцательностью и медлительностью. Мы рассмотрим, как этот эффект достигается в тексте.

5
«‎Сжечь сарай» Харуки Мураками и «‎Пылающий» Ли Чхан Дон
«‎Пылающий» — вольная экранизация рассказа Харуки Мураками «‎Сжечь Сарай». Кинолента, снятая в жанре триллера, повествует о начинающем писателе Чжонсу. В фильме встречаются отсылки и к Фолкнеру, любимому писателю главного героя, а именно — к его рассказу «‎Пылающий», который раскрывает классовый конфликт. На курсе мы узнаем, как сценаристы работают с вольной интерпретацией текстов и какими инструментами они пользуются, сплавляя несколько произведений в один сценарий.

Если во время обучения на наших курсах вам понадобится дополнительная литература, вы сможете приобрести все книги из рубрики «Кино, сценарное и писательское мастерство» от наших партнеров Альпина Паблишер со скидкой 10%.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.
Made on
Tilda